Кинорежиссёр Саша Франк: Победа превыше личного страха

 Уехать в 19 лет во Францию учиться, не зная толком языка; затем вернуться в Москву и создать практически с нуля свою киностудию, стать продюсером,

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

  Уехать в 19 лет во Францию учиться, не зная толком языка; затем вернуться в Москву и создать практически с нуля свою киностудию, стать продюсером, получить главный приз на первом в России международном фестивале мобильного кино и начать снимать полноформатные документальные и художественные фильмы - теперь послужной список Саши Франк пополнил документальный проект «Лики Донбасса». Он смонтирован в виде хроники, куда вошли 17 видеороликов, в каждом из которых - факты, неподдельные эмоции и правда о жизни там - под огнем. Все это, как несложно догадаться, посвящено событиям на Украине. 

Мне посчастливилось в числе первых посмотреть два фильма из подготовленного Александрой цикла на большом экране. Несмотря на поток информации из Донбасса, это было самое эмоциональное и проникновенное из того, что мне довелось видеть по этой теме. У автора не было цели заставить зрителя плакать, но, посмотрев ролики о 69-летнем Александре Кушнареве и 8-летнем Савелии Смагаре, живущем в коридоре на матрасе, тех, кто не плакал, не осталось. В интервью «Народной газете» режиссер согласилась рассказать подробнее о своей работе.

- Александра, вы называете себя режиссером кино игрового. Как вам пришла идея снять документальный цикл «Лики Донбасса»?

- Скажу сразу: я не режиссер документального кино, я режиссер кино игрового. Но документальные фильмы очень люблю, особенно советские, снятые на высоком художественном, нравственном и смысловом уровне. Для меня в искусстве, и не только в искусстве, самым важным и интересным является человек, его внутренний мир и все, что с ним происходит: мысли, тревоги, желания, поступки, действия, взлеты и падения. Как у Достоевского: «Только бы покаяние не оскудевало в тебе - и все Бог простит». Вот таких фильмов, таких героев мне не хватает сегодня ни в документальном кино, ни в игровом. 

Суть человека раскрывается ярче и глубиннее в экстремальных ситуациях, особенно на войне. Тут особенно остро обнажаются человеческие качества, неожиданно становится понятно, кто свой, а кто чужой. После съемок моего полнометражного фильма «Он + Она» я ничего не снимала и не хотела снимать. Тяжело переживала тот факт, что до сих пор моя полностью готовая картина не может выйти в прокат. И это на фоне такого голода на фильмы, когда, по сути, горят кинотеатры. И эта «Азовсталь» с моим фильмом длится уже три года. Но наступил февраль, и начались величайшие события, которые потрясли весь мир, в том числе и меня. И специальная операция стала для меня импульсом к действию - я захотела сама во всем разобраться. А это значит, что необходимо быть в эпицентре событий, увидеть все своими глазами, самой поговорить с людьми. 

- В своем «Живом журнале» писатель Захар Прилепин, а «по совместительству» - замкомбата спецназа армии Донецкой народной республики и глава благотворительного фонда, оказывающего финансовую поддержку жителям Донбасса, - опубликовал ссылку на ваш проект и назвал его замечательным. Вы с Захаром лично знакомы?

- Нет, не знакома. Но не скрою, приятно, что Захар Прилепин, маститый писатель, общественный деятель и, что очень важно, непосредственный участник событий в Донбассе, отметил мой проект. Значит, его зацепило. Это для меня ценно. Я знаю, что некоторые серии возникают в публикациях Маргариты Симоньян, Владимир Соловьев каждый мой новый выпуск размещает у себя в телеграм-канале. Никита Сергеевич Михалков попросил один мой ролик для «Бесогона». С Никитой Сергеевичем - это отдельная история. Вернувшись из Парижа, перед тем как поступить во ВГИК, я занималась в Академии Никиты Михалкова. Вот и представьте, как это ответственно и почетно, когда выдающийся режиссер и мастер просит ролик у своей ученицы. 

При этом есть то, что не поддается моему осмыслению: ни один федеральный канал не решается опубликовать «Лики Донбасса»…

- Не кажется ли вам, что подобные оценки, во-первых, накладывают огромную ответственность, а во-вторых, делают основной мишенью в глазах ярых, вооруженных до зубов украинских националистов? Зачем талантливому режиссеру, маме трехлетнего малыша такое бремя и подобный риск?

- Никаких пафосных целей изначально для себя не ставила. Честно говоря, даже не думала, что к факту моего пребывания в ДНР будет приковано столь серьезное внимание. Муж сначала хотел поехать со мной, чтобы поддержать, защитить, но я его разубедила, сказав, что кто-то должен остаться дома с ребенком. Моя мама, актриса и сценарист Лариса Бравицкая, меня тоже не отговаривала, так как очень хорошо знает мой характер, он такой же, как и у нее. Я хочу, чтобы мой ребенок рос в великой стране, с духовными, нравственными ценностями. Можно считать, что мой проект - это маленький вклад в победу в информационной войне. 

- Даже в регионах, где сейчас в спокойной обстановке пребывают переселенцы из ДНР и ЛНР, они не всегда готовы идти на контакт и откровенно говорить о том, что пережили. Многие не хотят показывать эмоции, проявлять слабость и консервируют свои чувства и переживания глубоко в душе. Как у вас получилось найти общий язык с героями фильмов «Лики Донбасса»? 

- Несколько лет назад у меня был проект «КиноТест», в котором снялись более 280 актеров - и уже признанных, чьи имена у всех на слуху, и начинающих (в 2018 году «КиноТест» был признан одним из лучших проектов российского сегмента YouTube по версии телеканала «Дождь». - Ред.). Моей задачей было отшлифовать, соскрести наносные актерские образы, ширму, за которую они прячутся, и достать суть, натуру. В проекте «Лики Донбасса» я точно так же просто разговаривала с героями о разном. С ними мне было легко говорить прямо, открыто и честно, озвучивать все, что думаешь. Они очень обостренно, практически кожей чувствуют ложь и неправду.

- В чем секрет ведения подобных интервью? Как расположить, увлечь, раскрыть и даже «расколоть»?

- Секрет хорошего интервью в том, что журналисту, режиссеру самому должен быть интересен герой и его история. 

- Помнится, пару лет назад вы обвинили Юрия Дудя в том, что во время интервью с актером Сергеем Буруновым он задал украденные у вас вопросы из «КиноТеста». Чем закончилась эта история?

- Я не обвиняла, просто написала на своей страничке в социальной сети, что было бы неплохо (это вообще-то журналистская этика) указывать источник, откуда ты берешь информацию для своего интервью. Мне позвонила директор Сергея Бурунова, попросила исходники «КиноТеста» (моего интервью с Сережей, которое вышло ранее). Мол, Сережа идет на интервью к Дудю, а тому для подготовки нужно как можно больше информации. И вот вышло заветное интервью, где Дудь слово в слово повторил мои вопросы, мои выводы. По сути, его интервью - это копия моего «КиноТеста». Я была в шоке от такого хамства и написала: «Сказать я могу только одно! Юрий, спасибо Вам огромное, что озвучили три четверти моих вопросов - я журфак не оканчивала, но было так приятно слышать мои формулировки из уст дипломированного специалиста! А особенно приятно, что мы удивительным образом одинаково почувствовали истинную натуру Сергея и даже сказали об этом одними и теми же словами!»

Вот и все. Ну, они попытались как-то оправдаться, выставили в сеть расшифровку с замазанными ответами, мол, вопросы были не слово в слово. Потом стали наезжать: кто я такая, ничто, и кто он, знаменитый Дудь! 

- Как вы выбирали героев для фильма «Лики Донбасса»?

- В Донбасс я поехала со своей подругой, поэтом Анной Ревякиной, уроженкой Донецка. Ей я рассказала, каких примерно людей я ищу и вижу героями своих фильмов. В результате все 17 портретов получились разноплановыми - у нас есть военный и молодая вдова, убеленный сединами ветеран и маленький мальчик, священник отец Никита из Докучаевска и директор школы, отец погибшего в Доме профсоюзов и уполномоченный по правам ребенка. Всех их объединяет невероятная любовь к Родине. 

- Что потрясло вас больше всего? 

- При том, что восемь лет Украина утюжит Донбасс, столько жертв, в том числе и дети, так вот: ни один из тех, с кем я встречалась и беседовала в Донбассе, ни разу не высказал ни одного слова ненависти в сторону Украины. Ни одного матерного слова, ни одного проклятия. У этих людей только одно желание - навсегда отгородиться от Украины, чтобы Украина навеки забыла Донбасс. Весь мат, гнев, проклятья, ненависть раздаются как раз с «украинской стороны». И это говорит о многом.

Беседовала Валентина НИКОНОВА
 

Народная газета

Последние новости

Прямая угроза. Чем опасен высокий холестерин

В последнее время в средствах массовой информации появилось много информации о холестерине и его видах.

8 тысяч пациентов обратились в обновленное хирургическое отделение ульяновской поликлиники №4

Современное оборудование, которым оснащены кабинеты, позволяет проводить точную диагностику и эффективное лечение различных заболеваний Фото: Минздрав.

Изменился режим работы поликлиники № 2 ЦК МСЧ

В поликлинике № 2 ЦК МСЧ в Засвияжском районе Ульяновска (проспект 50-летия ВЛКСМ, 8А) изменился режим работы.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Новом Уренгое на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *