Микропоэма деревянной скульптуры. В Ульяновске показали премьеру «Пинежского Пушкина»
Как вы думаете, сколько времени нужно, чтобы поставить хороший спектакль?
Как вы думаете, сколько времени нужно, чтобы поставить хороший спектакль? Месяц? Полгода? Год? Под занавес Года театра в России «НГ» побывала на новом спектакле «Пинежский Пушкин» ульяновского театра-студии Enfant-Terrible, работа над которым продолжалась с… 1999 года.
Хотя вообще-то историю этого спектакля без особой натяжки можно отсчитывать с зимы 34-го. В тот год в СССР вовсю праздновали 135-летие Пушкина. Юбилей Александра Сергеевича русский писатель, сказочник и публицист Борис Шергин, известный своими историями из поморского фольклора, встретил на Пинеге. Здесь на квартире Соломониды Черной читал полуграмотным пинежанкам самого Пушкина и рассказывал о гении Александра Сергеевича. А через год вернулся к своим слушательницам. «Я знал, - напишет позже Борис Викторович, - что Черная, обладающая поэтическим даром, не замедлит отразить слышанное в ярких пересказах». Так и вышло - год спустя рассказанное Шергиным переработалось, эмоционально насытилось и обрело народно-поэтический образ, послужив материалом для компоновки сказа «Пинежский Пушкин».
Художественный руководитель Пензенского театра «Кукольный дом» Владимир Бирюков и главный художник театра Дмитрий Аксенов задумали постановку «Пинежского Пушкина» еще летом 1999-го. Но талантливый тандем вскорости распался. Дмитрий вместе с супругой, актрисой Татьяной Леоновой переехал к ней на родину, в Ульяновск. В качестве самого ценного перевез с собой и эскизы к «Пинежскому Пушкину». За это время Аксенов успел стать первым в Ульяновске лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», поработать в Ульяновском драматическом театре и ТЮЗе и создать свою уникальную труппу Enfant-Terrible, известную особенно трепетным и бережным отношением к наследию Шергина. В репертуаре театра до декабря 2019-го было два спектакля по произведениям Бориса Викторовича - «Волшебное кольцо» и «Ваня Датский». Теперь - три.
- Мы решили вернуться к воплощению задумок по «Пинежскому Пушкину» летом три года назад, - рассказывает Дмитрий Михайлович. - Просто интуитивно подоспело и время, и даже самочувствие. Захотелось все задуманное увидеть во плоти - куклы, замыслы, сцены…
И первым, задолго до кукол, появился Дуб Зеленый - своеобразный центр мироздания в этом спектакле. А буквально пару месяцев спустя Аксенов и Леонова отправятся на Псковщину. Здесь они получат своеобразное благословение на будущую работу под настоящим пушкинским дубом у Лукоморья в Тригорском. Эта поездка так повлияет на Дмитрия, что Пушкин войдет в его жизнь не только и не столько как хрестоматийный классик, но станет по-настоящему близким и почти родным человеком. Дмитрий Михайлович даже поставит перед собой цель выучить наизусть всего «Евгения Онегина». На сегодняшний день невыученной остается одна глава - последняя.
А еще Аксенов не может спокойно и отстраненно рассказывать о дуэли Дантеса и Пушкина, о его гибели. Становится искренне сентиментальным и не скрывает скупых мужских слез. И да, даже театральную кошку здесь назвали Морошкой - в честь ягоды, которую Александр Сергеевич очень любил и просил перед смертью.
- Спектакль изначально замышлялся как резной, - продолжает Аксенов. - По своей стилистике это русская деревянная скульп-
тура. Чтобы присутствовало ощущение руки деревенского художника.
Процесс был трудоемким и долговременным, учитывая, что на сцене единовременно появляется 220 персонажей - массовка, пришедшая на набережную Мойки проститься с Пушкиным. Цифра не случайная, ведь долгожданная премьера вышла аккурат к 220-летию со дня рождения Поэта. Вместе с массовкой в этом спектакле более 250 кукол. К тому же основные персонажи выполнены с портретным сходством. И в основном из двух пород древесины. Сам Пушкин, например, из березы. Для персонажей, сыгравших роковую и неприятную роль в жизни Пушкина - Николая I или Дантеса - Аксенов использовал липу.
На одну куклу уходило до недели труда. Перед глазами художника всегда были фотографические или рисованные портреты основных персонажей: два анфаса и профиль. Так рождались все писатели, которые, по Шергину, «от Пушкина взялись да пошли»: Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Еще тут есть говорящая корова, жалующаяся, что Натали Гончарова «не радела по хозяйству-то». И даже Ленин появляется на несколько секунд, который «Пушкина книги целовал да к сердцу прижимал». Отдельно с ювелирным мастерством вырезались руки (вплоть до пальцев) и ноги.
Над спектаклем трудились все студийцы Enfant-Terrible. Шили костюмы, клеили, изготавливали движущиеся декорации, обрабатывали дерево. Уже постфактум Татьяна Леонова заметит: в своей активной фазе работа над спектаклем по факту длилась летом - три года по три летних месяца. Итого - девять. Так что спектакль буквально рождался. Татьяна Леонова на премьере по окончании спектакля даже расплачется от нахлынувших чувств прямо на сцене.
В ее исполнении кажущийся таким простым и незамысловатым рассказ простой неграмотной крестьянки Соломониды Ивановны Черной возносится к высям горним и превращается в житие. А на дубе не кот ученый, а сам Пушкин в задумчивости и радости. Перо в его руках - вместо пистолета на дуэли. Поднятая, как пистолет при выстреле, зажженная свеча. Чарующая конструкция из перьев, в которой без труда узнается шестикрылый Серафим. То ли колыбель, то ли домовина, где начинается и заканчивается жизненный цикл Пиита.
Дмитрий Аксенов подводит своеобразный итог многолетней работы (под шелест листьев дуба, каждый из которых - микроскопический листок с текстами, написанными рукой самого Пушкина): «И все же главное - сложный по своей музыкальности шергинский текст. Главным тут было не переборщить, чтобы не ушла эта музыка. По сути, это такая микропоэма деревянной скульптуры».
Новый спектакль от Enfant-Terrible - это ожившая музыка. Ожившее чудо. И ожившая радость. То, что можно увидеть не только глазами, но и сердцем. И, наверное, именно поэтому так трудно потом пересказать словами. Посему, только следуя откровению Иоанна Богослова: иди и смотри.
Пойти посмотреть можно 4 и 5 января в 17.00 на Минаева, 6. А еще в годовщину дуэли Пушкина и Дантеса - 27 января в 18.30.
Артур АРТЕМОВ
Народная газетаПоследние новости
Ульяновская область: Лидер инвестиционного роста в Приволжском округе
Регион демонстрирует впечатляющие результаты по привлечению инвестиций.
Проблемы с доступом к медицинским услугам в регионе
Министерство здравоохранения сообщает о недостатке медицинских работников.
Обсуждение вопросов интеллектуальной собственности в Ульяновске
Судьи арбитражных судов обсудили важные аспекты защиты прав на интеллектуальную собственность.
Металлопрокат: Основные Преимущества в Строительстве и Производстве
В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль