«Мне нравится жизнь, мне нравится писать»
Роскошь этих букетов завораживает, манит, согревает душу, словно солнечный лучик.
Роскошь этих букетов завораживает, манит, согревает душу, словно солнечный лучик. Когда среди монотонных одноцветных будней ты погружаешься
в изумительное разноцветье и буйство красок, понимаешь, как прекрасен этот мир. И как замечательно, что есть люди, умеющие запечатлеть фантастическую красоту нашего мира и природы.
В Ленинском мемориале открылась персональная выставка Юрия Панцырева, где представлено 111 работ художника - портреты, натюрморты, пейзажи. Его называют современным классиком, но последняя персональная выставка Панцырева была в Ульяновске аж в 2000 году. Хотя, конечно, редкие областные выставки обходились без работ художника.
А вот в Москве в 90-е годы Юрий Панцырев выставлялся каждые три года. «Я стал там узнаваемым, - рассказывает художник. - Появились покупатели, поклонники. Мне было проще выставляться там. А в Ульяновске… За сорок лет я не раз пытался сделать персональную выставку. Отказывали по разным причинам. В художественном музее, к примеру, в последний момент выяснилось, что крыша протекла…».
А между тем Панцырев - участник 70 крупных зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных выставок. Среди его многочисленных наград - Международная премия в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова, кроме того, он победитель XII Московского международного фестиваля «ВЕРА» в номинации «Современный классик». Произведения художника находятся в частных коллекциях в России, США, Франции, Германии, Англии, Италии, Южной Корее, Польше, Китае, Швеции, Сингапуре, Австрии. Так что не пропустите выставку в Мемориале.
Запах сена и нянькиных пирогов
Уверена: каждый зритель здесь обязательно найдет работу, у которой задержится надолго. Окажется «На покосе» и почувствует запах свежескошенного сена, нагретого солнцем. Захочет отведать «Нянькины пироги». Будет очарован «Летним днем в березовой роще» - такими яркими, жизнеутверждающими зелеными брызгами травы и листвы. Погрустит о чем-то вместе с девушкой в «Августовской меланхолии» - сколько женской прелести в ее задумчивости. Не захочет уходить с «Белого озера», чтобы помолчать, подышать воздухом тишины. И пройдет «По дороге на Комаровку», вспомнив свое деревенское детство.
Невозможно выбрать панцыревские букеты - «Из трав и подсолнухов», «Сирень, освещенная солнцем», «С колокольчиками и ромашками», «Полевые цветы у крыльца» - каждый по-своему хорош. В каждом - своя простота, нежность, ослепляющая роскошь, изящество…
Лица на портретах Панцырева полны внутреннего света, спокойствия. Будь то портрет жены, дочери, деревенской старушки или юной девушки - все они пребывают в гармонии с миром.
Родился и вырос художник в небольшом городке Камешково Владимирской области. Рисовал сколько себя помнит. В детстве ему повезло: по соседству жил художник, который был для него и нянькой, и другом, и первым учителем. Мальчишка все время просиживал у него, рисовал, наблюдал за работой, затем занимался в изостудии при городском клубе. Окончил Ивановское художественное училище и факультет живописи Московского государственного художественного института имени Сурикова, где учился у профессора Таира Салахова. «В нем привлекало прежде всего неиссякаемое трудолюбие, - рассказывал о своем ученике Таир Теймурович. - Он занимался увлеченно, с каким-то особенным удовольствием. Много ездил - по Северу, на Саяны, привозил оттуда десятки этюдов. Внимательный, пытливо относящийся к натуре, он каждую работу стремился довести до полной завершенности. И к концу учебы в нем были очевидны задатки интересного, мыслящего художника».
В годы учебы в институте Панцырев познакомился с Николаем Пластовым, сыном великого художника. Несмотря на разницу в годах, они стали друзьями. По рекомендации Николая Аркадьевича после окончания института Юрий был приглашен в Ульяновск. Многолетнее тесное общение с семьей Пластовых оказало большое влияние на мировоззрение и творчество Юрия Панцырева. Многие картины были написаны в Прислонихе.
«Меня вдохновляет всё»
- Юрий Николаевич, я всегда думала, что цветы - это женская слабость. Но смотришь на ваши букеты, и сердце замирает. Вы любитель цветов?
- Можете представить, что до приезда в Ульяновск я цветы вообще не писал? Как нормальный мужик, предпочитал портреты, пейзажи, жанровые картины. Меня пригласили сюда Пластовы, и пока я не женился, первые годы жил в их семье. А Елена Николаевна Холидилина, супруга Николая Аркадьевича, все время разводила цветы. Целый день приходилось то в огороде работать, то заниматься колкой дров. На пейзажи некогда было пойти. А цветов в саду было море. И букеты лесных цветочков все время дома и во дворе стояли. И писать мне хотелось. Что делать? Садился и рисовал - сначала один-два цветочка, потом пышные букеты. Надо сказать, что на первые областные и всесоюзные выставки мои букеты старались не брать. Говорили: «Юра, ну что это за цветочки? Ты же можешь и должен картины писать!». А я никому ничего не должен. Я пишу то, что мне нравится. Мне нравятся цветы, мне нравится жизнь, мне нравится писать. Что у меня перед глазами, то я и пишу.
- Ваши букеты кажутся красивее, чем в жизни. В них есть какая-то тайна…
- Это женщины все ищут какую-то тайну. Я ищу колорит, художественный образ. Все кажется так просто: поставил букет и сидишь пишешь. А он стоит, к примеру, на улице и каждую минуту меняется под порывом ветра.
- Все женщины на ваших портретах удивительно красивы. Так в жизни не бывает!
- Это мое служение женщине. Вот моя жена ходит, разве она некрасива? Я женился на красавице, живу в окружении красивых людей. Вообще, знаете, каждый сам себе подбирает окружение. Мне всю жизнь везло на окружающих - друзей, близких, соседей. Если человек мне не нравится, я сразу его отсекаю.
- Что вдохновляет в творчестве?
- Меня вдохновляет все. Я таким родился. Главное, чтобы были кисточки в руках и краски. Если внутри у тебя есть что-то возвышенное, то хочешь не хочешь оно и на холстах будет, будут радость, гармония, счастье. Если внутри тебя дерьмо, то оно и на холстах отразится…
И несуетность, и любовь
Зрители считают, что встреча с искусством Юрия Панцырева - всегда праздник. «Мастер с большой буквы» - так говорят о Панцыреве его коллеги.
«Мы его несколько лет назад выдвинули на звание «Заслуженный художник Российской Федерации», - рассказал председатель правления Ульяновского регионального союза художников России Николай Чернов. - Говорят: недостаточно грамот. Сегодня смотрят не по работам, а по грамотам. Это не очень приятно, ситуация похожа на то, как удава измеряли в попугаях. Но, к счастью, не все в этом мире измеряется в грамотах. Полотна Панцырева с пейзажами, натюрмортами и портретами хранятся в музеях Ульяновска, Казани, Обнинска, в запасниках Министерства культуры России и Союза художников России, в частных коллекциях по всему миру. Дойдет ли дело до звания заслуженного, покажет время, но эпитета «народный» Юрий Панцырев уже удостоился вполне».
«Имя Юрия Панцырева хорошо известно ценителям прекрасного, - говорил художник Николай Николаевич Пластов, внук Аркадия Александровича. - Лучшие традиции живописи в его творчестве налицо. Своей кистью художник преображает изменчивую действительность, извлекает из прозы бытия истинные ценности. Творчество Панцырева многопланово, основано на трепетном отношении к природе, к людям, к самой малой частице мироздания».
«Меня всегда поражали его какое-то особое внимание и любовь к красоте, - говорит художник-акварелист Сергей Андрияка. - И его удивительная щедрость, с какой он дарит эту красоту людям. Как цельная личность, Юрий наделен редким даром - всегда оставаться самим собой. Благодаря искренности и открытости характера художника его произведения наделяются особой одухотворенностью и внутренней силой».
«Что главное в творчестве Юрия Панцырева? Конечно, это следование традициям старых мастеров, это та линия, которую задал своим творчеством великий Пластов, - поделилась заведующая музеем изобразительного искусства ХХ - ХХI вв. Елена Сергеева. - Но главное - то, что нельзя отделить от его творчества и от него самого. Это потрясающая доверительность, потрясающая теп-лота, потрясающая любовь ко всему окружающему. Почему он так любит натюрморты? Потому что это жизнь предметов, вещей, очеловеченная теплом, творчеством, энергией, энергетикой самого художника. И еще. Красной линией в его работах разных лет проходит неспешность, несуетность, отсутствие пафоса. Он, как никто из современных художников, сторонится этого. Для него главное - суть человеческая, его внутреннее «я» и то, что иногда уходит из нашей жизни и искусства, - достоинство. То, что в человеке должно быть всегда. В творчестве Панцырева достоинство есть».
Ольга САВЕЛЬЕВА
Народная газетаПоследние новости
«Единая Россия» подвела итоги работы в осеннюю сессию
Задачи на ближайшую перспективу на прошедшем XXII Съезде поставили Президент Владимир Путин и Председатель партии Дмитрий Медведев, отметил секретарь Генсовета.
Молодёжная дума Ульяновска за год получила более одного миллиона рублей грантовой поддержки
На днях состоялось заключительное в этом году заседание юных парламентариев, где были подведены итоги деятельности и обозначены планы на 2025 год.
Успешный волейбольный турнир в р.п. Павловка
В р.п. Павловка завершился яркий волейбольный турнир, организованный Екатериной Ореховой, координатором местного отделения ЛДПР.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи