Находки археологов в Арском всполошили общественность
Арское по-прежнему в центре внимания.
Арское по-прежнему в центре внимания. Огромный оползень обнажил старое захоронение. Страшная находка вызвала интерес как со стороны местных жителей и «копателей», так и специалистов. Управление по охране объектов культурного наследия Ульяновской области поручило провести обследование разрушаемого археологического объекта в Арском специалистам Института истории и культуры региона.«Анонимное» кладбище
- В данном случае можно говорить не об одном захоронении, а, видимо, о целом комплексе, - сказал археолог, кандидат исторических наук, ведущий специалист Института истории и культуры региона Юрий Семыкин, когда изучил снимки с квадрокоптера. Иначе сейчас к захоронениям не подберешься - развороченная оползнем земля еще заполнена водой.
Уже на месте, в Арском, стоя на краю разлома, Юрий Анатольевич объяснил, что подвижки грунта здесь отмечались не раз. Видимо, старица реки Сельди, протекающая к северу от церковного комплекса, вновь активизировалась по весне. Как отметил специалист, о наличии старого кладбища он тоже слышал.
Только на этот раз оползень оказался более мощным. Он вскрыл уходящие глубоко в землю человеческие погребения. В разрезе хорошо заметны могильные ямы с человеческими костями и очень сильно истлевшим, коричневым деревом - остатками гробов.
Местные жители абсолютно не помнят, чтобы здесь существовало кладбище. Да и нет давно никаких его внешних признаков. Отсюда вывод: захоронение древнее.
- Удивляться этому не приходится. Арский острог, а вместе с ним военный гарнизон, здесь существовал как минимум с середины XVII века. Так что скорей всего это кладбище где-то второй половины XVII - XVIII веков, - подтвердил догадки археолог со стажем Юрий Семыкин.
Со временем надобность в этом кладбище отпала, и оно сровнялось с землей. Ныне действующее расположено от прежнего примерно в километре.
По словам Юрия Семыкина, это не первый факт обнаружения «анонимных» кладбищ. Такие захоронения по нашей области многочисленны.
- С точки зрения археологии неизвестные для местного населения, или «анонимные», кладбища сверхбольшого интереса для науки не представляют. Но, увы, вандалы просто выковыривают из разрушаемых погребений материалы религиозного характера, к примеру крестики, - пояснил Юрий Анатольевич.
Как считает археолог, сейчас гораздо важнее обратить внимание на человеческие останки, которыми усыпан разломанный оползнем склон.
- Нехорошо, конечно, чтобы человеческие кости так бесхозно, без всякого соблюдения обрядности, выпадали из разрушенных могил. Может, с помощью каких-то волонтеров их стоило бы собрать и перезахоронить, - отметил Юрий Семыкин.
Правда, это стоит делать, по мнению специалиста, когда подсохнет земля в разломах. В настоящий момент передвигаться по оползню опасно, можно с легкостью провалиться в метровые ямы, заполненные водой, или что-нибудь себе переломать.
Однако эта местность, по словам Юрия Семыкина, интересует археологов по другому поводу. Начиная с середины XVII века по данной территории проходила засечная черта, то есть здесь была граница Российского государства.
- В непосредственной близости от нынешнего села Арское проходил участок Карсунско-Симбирской засечной черты. Другими словами, оборонительная линия в форме вала и рва большой протяженности, - пояснил археолог.
Эта засечная черта являлась продолжением Большой Белгородской оборонительной линии, строительство которой началось в 1636 году. В 1647 году приступили к строительству Карсунско-Симбирской засечной черты. До сих пор можно видеть элементы этой оборонительной линии. Небольшая возвышенность находится сразу после моста на выезде из Арского и далее тянется вдоль трассы практически до въезда в Ульяновск.
Засечная черта создавала довольно серьезную преграду и отбивала всякую охоту у агрессивных кочевников покушаться на территориальную целостность Российского государства.
Однако засечная черта не могла сама по себе существовать без какого-либо обеспечения охранными отрядами. Поэтому на ней возник целый ряд острогов - оборонительных крепостей, которые позднее переросли в современные крупные поселения, существующие до сих пор. По словам Юрия Семыкина, одним из них является Арское.
Любопытный объект
Доказательством того, что этот населенный пункт существует несколько веков, служит еще один любопытный объект. Его можно заметить, проезжая к церковному комплексу села Арское. Это странное сооружение: кирпичное, с арочной формой, углубленное в землю, расположено слева от дороги.
- Предположительно, в этом месте находились погреба. Но это не просто погреба для хранения продуктов, а пороховые. Судя по всему, сооружение это строилось либо в конце XVII века, либо в самом начале XVIII столетия, - считает археолог.
Их наличие нашло отражение в топонимике края. В нескольких километрах от Арского располагается современная деревня Погребы. Для хранения взрывоопасных запасов артиллерийского и ружейного пороха необходимо было создать условия с соблюдением мер противопожарной безопасности. Пороховые погреба обычно устраивались с помещением хранилищ ниже уровня современной поверхности, то есть под землей. Однако поиски таких хранилищ у деревни Погребы пока результатов не дали. Но в окрестностях села Арское сохранились подземные сооружения, выложенные из красного крупноформатного кирпича, аналогичного кирпичным постройкам Спасского женского монастыря в городе Ульяновске и Канадейской башни XVII века.
По мнению археолога, около Арского расположено несколько подземных погребов. Пока можно видеть один. Он настолько капитальный и прочный, что дожил в работоспособном состоянии
до XX века и использовался еще в 50-х годах прошлого столетия местным колхозом.
Но в последнее время там хранили отнюдь не порох. По рассказам старожилов, в этом подземном сооружении держали продукты. По словам Юрия Семыкина, при расчистке этого сооружения были обнаружены железные крючья, скорее всего, для подвешивания мясных туш.
Этот погреб археологи открыли для себя в 2010 году. Тогда по инициативе председателя комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева студенты Ульяновского педагогического университета под руководством Юрия Семыкина провели расчистку данного места. В том же году был поднят вопрос о реставрации и музеефикации объекта, который имеет непосредственное отношение к истории нашего края. Предлагалось на этой территории создать музей засечной черты. Но, увы, этого не произошло.
За десять с лишним лет объект частично разрушен: установленное ограждение уничтожено, вандалы в некоторых местах отбили кирпичную кладку. Хотелось бы надеяться, что этот объект культурного наследия будет поставлен под охрану. Впрочем, в охране, реставрации и музеефицировании нуждается вся историческая территория Арского.
Кстати
Весной 2020 года после посещения Белгородской засечной черты президент страны Владимир Путин поручил правительству «представить предложения о государственной охране, научному изучению и использованию в целях развития познавательного туризма» объектов засечной черты.
Российское историческое общество (РИО) сразу организовало работу по выявлению сохранившихся фрагментов засечных черт - стратегически важных объектов, обеспечивавших оборону России несколько веков назад. Полученные данные помогут поставить дошедшие до наших дней части засечных черт под охрану государства и использовать в целях познавательного туризма.
«Это, без преувеличения, огромное наследие. Засечные линии часто и по праву сравнивают с Великой Китайской стеной», - подчеркнул тогда в одном из интервью исполнительный директор фонда «История Отечества», член президиума РИО Константин Могилевский.
Итогом такой исследовательской работы стал сборник статей «Линии роста. Памятники историко-культурного наследия пограничья России XVII - XVIII вв.». Он создан при поддержке Российского исторического общества, Института археологии Российской академии наук, Федерального архивного агентства РФ (Росархив) и Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан. Сборник вышел в этом году накануне майских праздников.
В него вошла статья ведущего специалиста Института истории и культуры Ульяновской области, кандидата исторических наук Юрия Семыкина.
Ирина Антонова
Народная газетаПоследние новости
УАЗ реализовал в прошлом году почти 36 тысяч автомобилей
Ульяновский автомобильный завод по итогам прошлого года продал в России 35975 машин.
Ульяновская область - в тройке лучших регионов по проекту «ЗдравКонтроль»
Проект направлен на оперативное решение вопросов в сфере здравоохранения и реализуется при поддержке Минздрава России, Росздравнадзора и Общественной палаты страны.
Ульяновскую службу крови за два дня посетили 195 доноров
Ульяновская областная станция переливания приступила к работе в штатном режиме после новогодних праздников.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку