Театр и время. Кто писал пьесы для дореволюционной Симбирской драмы, играл комических старух, опекал актёров и основал Языковский театр
Театр для Симбирска имел большое значение, на театральные постановки стремились попасть люди разных сословий.
Театр для Симбирска имел большое значение, на театральные постановки стремились попасть люди разных сословий. Самые знатные и знаменитые ангажировали ложи и занимали места в партере, а беднота теснилась на галёрке.
С появлением в городе нового каменного здания театра сюда ежегодно стали приезжать антрепризные труппы с хорошими актерами и крепким репертуаром. На симбирской сцене ставились спектакли по произведениям Уильяма Шекспира, Александра Грибоедова, Александра Островского, Александра Сухово-Кобылина и других прославленных драматургов.
- К слову сказать, известный русский драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин в 1860-е годы стал симбирским землевладельцем, он купил имение в Ардатовском уезде Симбирской губернии. Сам литератор вряд ли наведывался из столицы в село Полое, Воскресенское тож. Но дела сухово-кобылинского имения отложились в архивных фондах, - отметил ведущий архивист Госархива Ульяновской области Антон Шабалкин.
Документы землевладельца и драматурга Александра Сухово-Кобылина в Госархиве Ульяновской области
По словам Антона Юрьевича, драматургия архивистам тоже не была чужда. Так, член Симбирской губернской ученой архивной комиссии Пётр Александрович Александров оставил след в литературе пьесой «Нищие», которая представлена на выставке в архиве «Театр и время».
Пьеса «Нищие», автор Пётр Александров, 1911 год
Пьеса была одобрена цензурой в 1910 году и издана отдельной брошюрой в 1911 году.
- Удивительно, как петербургская драматическая цензура пропустила пьесу, - говорит архивист. - Там есть строки, обнажающие неспособность властей помочь беднякам. Сейчас часто любят умиляться, описывая дореволюционную благотворительность, и забывают, что помощи дожидались единицы людей, а сотни и тысячи вынуждены были прозябать. Пётр Александрович знал об этом не понаслышке. Герой пьесы, молодой журналист Николай Викторов, желавший спасти от полного краха семью Галочкиных, горько признаёт: «Что же касается богадельни для вас и приюта для Лизы… Вы просили меня похлопотать… Прошение подано, но… С этим вопросом дело обстоит ещё хуже… Ездил просить всюду… Городской управе не до того. Она теперь деятельно занята устройством электрического освещения и сама ищет денег… Кроме того, готовится торжественно праздновать тысячелетний юбилей города… Много хлопот и расходов… Богадельня и приют переполнены… В земской управе был… Там даже сокращают число богаделок из-за дороговизны содержания… Жалуются на безденежье… Истратились на устройство телефонов по всей губернии… И тут и там показали целые вороха прошений, поданных прежде вашего… […] Конечно, надеяться можно… но…».
В областном Госархиве сохранились и списки актёрской труппы 1914 - 1915 годов, в которых, помимо возраста, происхождения, вероисповедания, жалованья, указывалось амплуа: «комическая старуха», «резонёр», «простак» и так далее. Они, кстати, составлялись для жандармского управления. В женских ролях несколько десятилетий блистал Константин Зеферинович Пузинский. Константин Пузинский вначале и не думал о профессиональной сцене. Юрист по образованию, он служил в Симбирске судебным следователем. Театр был для него хобби. С гимназической юности он участвовал в любительских спектаклях, причём разыгрывал комические сцены, им самим и сочиненные. Уже тогда он имел особый успех в женских ролях.
Константин Пузинский в женских ролях. Страница из «Ежегодника императорских театров», 1909 год
В 1861 году сатирик Дмитрий Минаев включил восходящую «звезду» в свою поэму «Симбирская губернская фотография»: «…Где ты, затянутый до боли/ Гермафродит среди мужчин,/ Изящный только в женской роли,/ Живешь, Пузинский Константин».
В 1869 году 33-летний Пузинский стал профессиональным актером. Он пользовался успехом и выступал не только в Симбирском театре, но и во многих театрах Российской империи. Его игрой восхищался драматург Александр Николаевич Островский, который видел его в роли Кукушкиной в своей пьесе. Когда исполнителю ролей «комических старух» перевалило за 70, он вернулся в родной город, возраст брал свое, ему уже было тяжело жить в гастрольном ритме. Под свою опёку его взял симбирский полицмейстер Василий Асафович Пифиев, он поселил Пузинского у себя в доме и добивался, что его в привычном амплуа ежегодно принимали в менявшуюся труппу Симбирского театра.
Полицмейстер Василий Пифиев, опекавший актёров
В сезон 1910 - 1911 годов Пузинский играл в одной труппе с великим Александром Таировым. Константин Зеферинович надеялся в 1916 году отметить своё 80-летие на сцене, но не сложилось. 26 декабря 1915 года он успел поздравить с Рождеством своих знакомых, после чего вернулся домой и тихо во сне умер. Незадолго, в 1913 году, Пузинский составил завещание, причём всё, что у него оставалось, он завещал супруге Пифиева, потому что последние годы так и продолжал жить в квартире полицмейстера. Этот документ тоже представлен на выставке «Театр и время».
В начале XX столетия в Симбирской губернии, помимо профессионального театра, существовало немало любителей сцены, пробовавших себя в актёрском ремесле.
- Симбирские гимназисты под руководством педагогов охотно ставили пьесы Николая Васильевича Гоголя, Антона Павловича Чехова и других авторов, - напомнил архивист, показывая гимназические афишки. - Причём порой они примеряли на себя женские роли. Например, Агафью Тихоновну в «Женитьбе» в 1916 году играл гимназист 6-го «а» класса Ванюшин. Большинство спектаклей в 1-й мужской гимназии ставил учитель-словесник Александр Николаевич Степанов. Причём нередко для реквизита и декораций приносил из дома личные вещи и мебель. Он вообще был завзятым театралом. Во время поездки в мае 1917 года на учительский съезд в Москву не упустил возможности побывать в Московском художественном театре и кабаре «Летучая мышь».
Гимназические афишки. Стенд с выставки «Театр и время»
Также существовал театр при Языковской суконной фабрике купца Михаила Фёдоровича Степанова – щедрого мецената. В 1901 году в его языковской усадьбе открылось вместительное здание театра на 800 человек.
Театр в селе Языково. Начало XX столетия
Спектакли давали артисты из числа языковских рабочих и служащих. По словам архивиста, любимым детищем Степанова был духовой оркестр, которым в течение нескольких лет руководил капельмейстер Михаил Евгеньевич Зельдин – отец знаменитого актёра Владимира Михайловича Зельдина.
Степановы и оркестры в селе Языково. Стенд с выставки «Театр и время»
Супруга фабриканта Наталья Осиповна Степанова-Шевченко имела в начале XX века успех как оперная певица, чей талант ценили Фёдор Иванович Шаляпин, Василий Иванович Качалов и другие великие современники. Фотографии с изображением Натальи Осиповны в ролях из классических опер «Мазепа», «Садко», «Паяцы», «Фауст» и др. издавались отдельными открытками.
Фото и информация предоставлена Госархивом Ульяновской области
Ирина АнтоноваПоследние новости
«Единая Россия» подвела итоги работы в осеннюю сессию
Задачи на ближайшую перспективу на прошедшем XXII Съезде поставили Президент Владимир Путин и Председатель партии Дмитрий Медведев, отметил секретарь Генсовета.
Молодёжная дума Ульяновска за год получила более одного миллиона рублей грантовой поддержки
На днях состоялось заключительное в этом году заседание юных парламентариев, где были подведены итоги деятельности и обозначены планы на 2025 год.
Успешный волейбольный турнир в р.п. Павловка
В р.п. Павловка завершился яркий волейбольный турнир, организованный Екатериной Ореховой, координатором местного отделения ЛДПР.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией