Дорогие и без тормозов. Десять мифов о трамваях и их разоблачение
За десятилетия со дня рождения трамвай успел обрасти множеством мифов и заблуждений.
За десятилетия со дня рождения трамвай успел обрасти множеством мифов и заблуждений. Что из них соответствует реальности, а что нет, решила разобраться ulpravda.ru
В XIX веке конкуренцию частным извозчикам на улицах городов, разросшихся во время промышленной революции, составляли омнибусы и конки. Все они были на конной тяге, и их можно с уверенностью назвать предтечами автобусов, троллейбусов и трамваев. Притом больше всего на современный трамвай походили конки. Вагон также передвигался по рельсам, но в качестве тягловой силы выступал гужевой транспорт. Использование лошадей в городских условиях было сопряжено с массой неудобств, поэтому ведущие представители инженерной мысли не оставляли попыток придумать, как их заменить.
Первая электрическая трамвайная линия появилась в Берлине в 1881 году, почти на 20 лет позже, чем начало работу лондонское метро. Так что исторически неверно называть трамвай устаревшим транспортом. Тогда метрополитен – ещё более устаревший вид. Через 11 лет после Берлина трамвай пришёл в Российскую империю, первым городом, который обзавёлся этим видом транспорта, стал Киев.
Кстати, инженером, разработавшим берлинский трамвай, был Вернер фон Сименс, основатель известной компании. В России существовали свои проекты создания электротранспорта, например трамвай изобретателя Фёдора Пироцкого, но внедрить его не удалось.
В первой половине ХХ века трамвай вытесняет оставшиеся омнибусы и конки (последняя линия, к слову, продолжает до сих пор существовать на острове Мэн в Великобритании). Но сам трамвай стал жертвой автобусов и автомобилей. И вслед за трамвайным бумом в городах началось сокращение и закрытие линий.
Но этот процесс вскоре уступил место настоящему трамвайному ренессансу, начавшемуся в конце прошлого столетия и продолжающемуся и по сей день. Некогда закрытые линии стали вновь открываться, а трамвай переживал второе рождение.
Только с начала 90-х годов трамвайные линии вновь появились в Лондоне, Буэнос-Айресе, Лос-Анджелесе, Париже, Стамбуле, Стокгольме, Лозанне и многих других городах мира.
Так мы подспудно разоблачили первый миф о том, что трамвай – это устаревший вид транспорта и в городах ему не место. Далее посмотрим, почему же всё-таки он нужен.
Второй миф. Трамвай – главный источник автомобильных пробок. Причин возникновения пробок несколько, но трамвай в них неповинен. Главная из них заключается в резком росте количества личных автомобилей и неприспособленности городской дорожной инфраструктуре к этому буму. Отдельно стоит выделить нарушение порядка парковки, стоянки и остановки. Можно сказать, что пробка может возникнуть из-за столкновения машины с трамваем, но вот вина в этом происшествии, скорее всего, будет лежать на водителе автомобиля.
Третий миф. Трамвай – самый небезопасный вид наземного транспорта. Аварийность в трамвае меньше, чем в любом другом виде транспорта, а от ДТП с его участием страдает гораздо меньше людей. Трамвайные вагоны снабжены обычно 4 системами торможения, то есть большим числом, чем подвижной состав любого другого вида транспорта. Мощность их двигателей и надежность системы торможения по всем нормам дают им преимущество в обслуживании крутых уклонов даже перед автобусами и маршрутками. Всё это делает трамвай одним из самых безопасных видов транспорта.
Четвёртый миф. Трамвай - чрезвычайно неманевренный вид транспорта. Отчасти это так, но здесь стоит учесть одно обстоятельство. Рельсы можно проложить в таких местах, где любой другой вид транспорта передвигаться не может. Асфальтированные дороги ему не нужны, и трамвай может передвигаться в пригородных, лесопарковых и пешеходных зонах. А удобная маршрутная сеть способна покрыть весь город и позволяет легко и с минимумом пересадок добраться из одной точки города в другую.
Пятый миф. Трамвай ездит очень медленно. Даже если старый изношенный трамвай будет ехать по давно не ремонтированным путям, его скорость будет меньше лишь на 10% по сравнению с автобусом и троллейбусом. Кстати, в некоторых государствах скорость уличного трамвая даже превышает скорость автомобиля, допустимую в черте города.
Шестой миф. Снятие трамвайных рельсов способствует улучшению дорожной обстановки. Казалось бы, что так и должно быть, ведь на дороге образуется сразу больше места. Но если рельсы находились на проезжей части, то их исчезновение лишь дезорганизовывало водителей, вследствие чего увеличивались заторы на светофорах. А освободившееся дорожное полотно привлекало водителей на новую, более широкую полосу. И это тоже не лучшим образом сказывалось на дорожной обстановке.
Седьмой миф. Трамвай вреден для здоровья. Совершенно непонятно, откуда могла взяться эта легенда. Естественно, медики утверждают обратное. В городах, откуда исчезал трамвай, увеличилось количество легочных и сердечных заболеваний. Причина – возрастание загрязнённости воздуха.
Восьмой миф. Сооружение трамвайных линий чрезвычайно дорого. Отчасти это, конечно, правда, но всё, как известно, познаётся в сравнении. Трамвайные вагоны стоят дорого, и тянуть линию накладнее, чем просто пустить автобусы и маршрутки по улице. Но срок службы автобуса – 20-25 лет, а вагон трамвая может эксплуатироваться более 40 лет. Да и вместимость его больше, и обслуживание дешевле. Кроме того, дороги необходимо ремонтировать каждые 3-5 лет, а то и чаще. Менять рельсы достаточно раз в 15-25 лет.
Девятый миф. От трамваев слишком много шума. От неисправного автомобиля или автобуса шума будет не меньше, чем от трамвая. А то и больше. Ведь надо учитывать, что шумят трамваи, срок эксплуатации которых подошёл к пределу или даже перешагнул его. В нормальном состоянии трамвай передвигается практически бесшумно. Обладающие специальным чувством юмора финны окрестили трамваи в Хельсинки «тихой смертью» в противовес «смерти громкой» - автотранспорту. Настолько бесшумно движение трамвайных вагонов по улицам финской столицы, отданным в центре трамваю почти целиком.
Десятый миф. Хорошо, трамваи нужны городу, но только на окраине, а не в центре. В последнее время в мире появилась тенденция к ограничению автодвижения в центрах городов. В этих условиях трамвайные линии не мешают ничему. В то же время в условиях наличия многочисленных пешеходных улиц трамвай просто необходимо. И, наконец, на узких центральных улицах трамвай гораздо безопаснее и маневреннее, так как его вагон впишется даже в самый крутой поворот и узкий проезд.
Читайте также о том, как и когда в Ульяновске появился первый трамвай .
Данила НоздряковПоследние новости
Состоялось заседание Совета судей Ульяновской области
18 декабря 2024 года состоялось заседание Совета судей Ульяновской области, на котором были рассмотрены важные вопросы, касающиеся деятельности судебной системы региона.
Беседа в школе
В рамках проведения Ульяновским районным судом Ульяновской области работы по применению принципов ювенальной юстиции с учащимися 7 «г» класса муниципального образовательного учреждения Большенагаткинской средней школы им
24 декабря благодаря совместным усилиям удалось отправить нашим десантникам три автоприцепа с необходимым грузом
В составе: емкости для питьевой воды, тосол, антифриз, инструменты, запасные колеса и другие нужные материалы.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией