Главное - видеть в осуждённом человека. О работе в УФСИН изнутри
Тег audio не поддерживается вашим браузером. О работе оперативников службы исполнения наказаний ходит множество мифов.
О работе оперативников службы исполнения наказаний ходит множество мифов. Опера редко дают интервью и еще реже рассказывают о том, как их работа выглядит на практике. Их долг - защищать нас всех от преступников, но защищать не так, как это делают полицейские или сотрудники конвойных, охранных служб. Они - те, кто знает обстановку в колониях изнутри и благодаря кому в учреждениях УФСИН по Ульяновской области десятилетиями не случается ни бунтов, ни побегов.
В преддверии Дня защитника Отечества «Народная газета» побеседовала с Сергеем Петровичем Елчевым - ветераном УФСИН, который ушел на пенсию с должности заместителя начальника управления, курирующего вопросы безопасности и оперативной работы.
Страха как такового не было
- Сергей Петрович, как вы попали в систему исполнения наказаний?
- Пришел из армии, проходил службу в погранвойсках в 1974 году. Военком предложил устроиться на службу в следственный изолятор - там уже служил мой старший брат. Посовещались, и согласился. Потом было обучение - средне-специальная школа подготовки оперативного состава. Окончил с отличием и занимался оперативной работой.
- Как выглядит эта работа на практике?
- Мы выявляем негативные проявления и настроения среди контингента, изучаем, готовят ли они, к примеру, побег или расправу над кем-то. Беседуем с осужденными, проводим встречи.
- Страшно ли было начинать этим заниматься? Впервые погружаться в криминальный мир?
- Страха как такового не было. За нами, молодыми специалистами, были закреплены кураторы. Они учили нас, что значит быть хорошим оперативником.
Работу нужно полюбить
- А что это значит?
- Хороший оперативник умеет расположить осужденного к себе, вызвать у него доверие, чтобы осужденный мог положиться на оперативника, рассказать ему тайны.
- Этому можно научиться или либо дано, либо нет?
- Было бы желание - можно научиться. Главное, нужно любить свою работу и уважать осужденных. Не видеть в каждом злостного преступника и относиться ко всем по-человечески.
- За что полюбили эту работу вы?
- Трудно сказать. Главное, что полюбил. Работа с людьми всегда тяжелая, но если тебе это интересно, ты ищешь новые методы работы - у тебя все получится. Да, это занимает много времени.
- А на семью оно остается?
- Ну выходной как правило один, и то иногда дежуришь и в воскресенье. У меня уже были маленькие дети - конечно, времени проводил с ними меньше, чем хотелось. Я как-то сидел и подсчитывал, сколько раз был с семьей в Новый год за 30 лет службы. Девять раз. То был в командировках, то в подразделении встречал. Как-то близкие не обижались.
Время изменилось…
- Насколько изменилась служба за тридцать лет?
- Много нормативных актов менялось, сначала ужесточали содержание, потом вводили послабления; сначала все осужденные были трудоустроены, потом, когда сменились расценки, предприятия стали забирать производства продукции. Стало сложнее, когда осужденный 24 часа в сутки находится в общежитии, работать с ним трудно. Что еще? Некоторые статьи убрали из разряда уголовно наказуемых. Так что контингент изменился. Раньше были осужденные и за незначительные преступления, и за тяжкие. Теперь сидят за особо тяжкие и тяжкие. Численность осужденных значительно сократилась, но сами осужденные стали агрессивнее, и работать стало сложнее.
- Вы считаете, что это правильный курс - не сажать человека в колонию за незначительные преступления?
- Безусловно. Я сам много раз видел людей, которые не должны были попадать в места лишения свободы. Были осуждены за, грубо говоря, четыре курицы - и на три года. Когда к такому приезжает пожилая мама, бабушка, говорит, что некому землю пахать, ты видишь, что это несправедливо. Тем более что он сидит с матерыми уголовниками. Так что работать, может быть, стало и тяжелее, но изменения верные. Тем, кто занимается оперативной работой сейчас, вообще сложнее. Не только сам спецконтингент изменился, но и технологии: появились телефоны, интернет. Все равно, как ни обыскивай, это проникает в колонии и позволяет осужденным воздействовать на людей на свободе, на сотрудников.
- Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в День защитника Отечества?
- Действующим сотрудникам я хочу пожелать служить так, чтобы их жены, дети, знакомые говорили об этом с гордостью и чтобы вы сами с честью смотрели на свою службу. А ветеранам уголовно-исправительной системы - крепкого здоровья и благополучия!
Андрей ТВОРОГОВ
Народная газетаПоследние новости
В этом году по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» трудоустроят более 60 медиков
14 января губернатор Ульяновской области Алексей Русских встретился с сельскими медицинскими работниками, в том числе участниками программ.
Зачем подсчитывать калории? Разъясняет ульяновский гастроэнтеролог
Сейчас в России проходит неделя популяризации подсчëта калорий.
В Палате обсудят вопросы формирования инфраструктуры вокруг земельных участков многодетных семей
16 января в 15.00 час. состоится заседание комиссии Общественной палаты Ульяновской области по вопросам социальной политики.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований