Кому не угодил Угодник. Что ульяновцам известно об иконе Николы Промзинского
Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых в России. На Руси верили, что святой Никола угождает чаяниям простых людей, за что и стал в народе величаться Николаем Угодником.
Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых в России. На Руси верили, что святой Никола угождает чаяниям простых людей, за что и стал в народе величаться Николаем Угодником. Любовь к святителю выразилась в большом числе храмов, икон, воплотилась в фольклоре. Дни его церковной памяти получили народные наименования: 19 декабря – Никола Зимний, 22 мая – Никола Вешний. В нашем регионе исторически сложилось особое почитание Николая Чудотворца.
Симбирская губерния была одним из центров паломничества, связанного с поклонением святителю. В селе Промзино-Городище Алатырского уезда (ныне рабочий поселок Сурское Ульяновской области) находилась местночтимая икона Николы Промзинского, являвшаяся древнейшей реликвией Симбирского края, притягивавшая к себе тысячи людей, но, к сожалению, бесследно утраченная в начале 1930-х годов.
И.П. Ахматов с женой Лидией Дмитриевной в сельскохозяйственной колонии им. 1 Мая. Самара. 6 июля 1930. Из книги И.В. Юстус, В.В. Юстус «Achtung – любовь (Волгари)», Ульяновск, 2019
Промзинская святыня была поистине удивительной. Она представляла каменную рельефную икону, о чем указано в ее описании в XIX веке: «Икона св. Николая, в Промзине, высечена на камне (барельефом). Фигура святителя выпуклая…». «Она имеет длину около полутора аршина, в ширину около одного аршина (примерно 106х71 см. – Авт.)». Кроме того, сообщалось, что икона была необычайно богато украшена: «В 1875 году была сделана новая, чистого серебра, чеканной работы позлащенная риза на явленную икону Св. Николая Чудотворца. В ней серебра 1 пуд, 20 фунтов и 3 золотника, кроме того до 11,800 штук французских страз, коими усыпана митра и облачение св. Угодника. Стоит риза 4,576 руб. 87 коп.».
Сохранились списки с иконы Николы Промзинского, в основном паломнические иконы второй половины XIX – начала XX века. В Ульяновской области часть списков с иконы Николы Промзинского выявил и описал кандидат искусствоведения Владимир Клавдиевич Цодикович, являвшийся ведущим специалистом по русской иконописи Ульяновского областного художественного музея. Иконы разные: написанные на досках, гипсовые рельефы. В художественном музее Ульяновска находится икона (гипсовый рельеф) конца XIX – начала XX века, на которой указано: «Копия Св. Николая Чуд. Промзинскаго Си губ.».
Икона, найденная И.П. Ахматовым в с. Кремёнки Самарской губернии, ныне Старомайнский район Ульяновской области
Очевидно, что первые списки создавались алатырскими иконописцами в XIX веке, когда Промзино стало паломническим центром. В предании об иконе упоминалось, что в начале XIX века алатырцы пытались взять икону себе, но она осталась в Промзине. Возможно, после того случая и появился первый список с иконы. На рубеже XIX–XX веков появились печатные иконы (литографии), так как спрос на Промзинский образ среди паломников становился все шире.
Николу Промзинского относят к типу икон Николы Можайского. На Руси икона Николы Можайского стала очень почитаемой, над вратами одной из башен Московского Кремля, – Никольской, есть Можайский образ Николая Чудотворца.
Иоанн Ахматов незадолго до последнего ареста. 17 сентября 1937. Из личного архива о. Владимира (Дмитриева)
Иконография Можайского и Промзинского образов родственная, тем не менее существуют отличия одного от другого. Для Промзинского образа характерны митра на голове святого, сабля в руке, но главными особенностями являются закрытые глаза святителя Николая, а также черное или темное изображение лика и рук. Закрытые глаза и черное или темное изображение лика и рук на списках Николы Промзинского, очевидно, были обусловлены природным материалом явленной иконы – черным камнем. О том, что икона была из черного камня, упоминается в воспоминаниях Надежды Ивановны Пухтеевой (1915–1999) – дочери протоиерея Иоанна Павловича Ахматова (1874–1938), служившего в Промзине в 1923–1929 годах настоятелем храма Казанской Божией Матери, где находилась почитаемая икона: «В Храме, помню, как святыня, хранилась икона Святителя и Чудотворца Николая, вырезанная из черного камня. В праздник, на Николу, ее несли на гору, в часовню, двенадцать человек на носилках».
Надвратная икона Николы Можайского. Никольская башня Кремля. Начало Никольской улицы
Другой атрибут Николы Промзинского – сабля с расширяющимся клинком в правой руке святого – имеет историческое обоснование. В наиболее раннем известном источнике – записках доктора и академии наук адъюнкта Ивана Лепехина, посетившего Промзино в 1768 году, сообщалось, что явление иконы Николая Чудотворца произошло при отражении набега кубанцев. В мордовском фольклоре «губанами» (кубанцами) назывались ногайцы. Ногайцы неоднократно совершали набеги на Алатырский уезд, к которому относилось Промзино, во второй половине XVI – начале XVII века, именно к этому отрезку времени относили явление иконы дореволюционные исследователи А. Липинский, И. Токмаков. Однако угроза набегов существовала до начала XVIII века, когда в 1717 году произошло последнее крупное нападение ногайцев до пределов Саранска под названием «Кубанский погром». Икона Николы Промзинского несла в себе отпечаток исторически неспокойного времени и отражала надежды населения Сурского края на защиту.
Следует отметить, что меч (сабля) в руках святого в иконографии – символ защиты верных, для богопротивных же сил – символ погибели. В акафисте Святителю Николаю Чудотворцу можно найти слова, где он олицетворяется со щитом благочестия и с мечом, который уничтожает злочестие, то есть беззаконие и богопротивность: «Радуйся, щите, защищаяй благочестие; радуйся, мечу, посецаяй злочестие».
Никола Промзинский. XIX век. Из собрания А.С. Гордеева. р.п. Сурское
В надежде на защиту святого и на искоренение враждебных сил, неурядиц и болезней обращались паломники к Николаю Чудотворцу в Промзине. Прибывали целые группы паломников из отдаленных населенных пунктов. И. Токмаков сообщал, что каждый год Николе Промзинскому поклонялись паломники из города Кузнецка за избавление от холерной эпидемии в 1848 году: «И вот они с тех пор исполняют свое обещание ежегодно, совершая здесь празднество Угоднику и нося Его икону на гору для молебствия Ему с водосвятием и акафистом. Из числа их богомольцев бывает более 300 человек ежегодно».
В Промзине, вероятно, отсутствовал должный общественный порядок во время особо многолюдного празднования дня святого, что нередко приводило к несчастным случаям. Профессор Н.Я. Аристов в статье «Предания о местных святынях» (1875) писал: «Стечение народа на богомолье бывает во все лето в с. Промзино значительное, но на праздник святого, к 9-му мая («Никола Вешний» по старому стилю. – Авт.), всегда собирается множество богомольцев, как из Симбирской, так и из окрестных губерний. Многолюдное стечение и усердие к иконе простирается до того, что редкий год на празднике обходится без увечья кого-либо из посетителей, а случается, что и задавливают до смерти детей».
Никола Промзинский. Начало XX в. Из собрания С.Б. Жданова. Ульяновск
В трагической обстановке произошло поклонение святыне в 1921 году. Во время катастрофического голода 1921 года, причинами которого стали засуха и разрушенная экономическая жизнь после Гражданской войны, жители Симбирской губернии обратились к Николе Промзинскому. Впервые икону пронесли по многим селам губернии на пути к Симбирску, наряду с ежегодным крестным ходом с Жадовской иконой Казанской Божией Матери. В докторской диссертации искусствоведа Татьяны Юрьевны Пластовой «Творчество А.А. Пластова в европейском контексте» приведены воспоминания жены художника – Натальи Алексеевны Пластовой (1903–1982), как встречали симбиряне Николу Промзинского: «Наталья Алексеевна Пластова вспоминает, как проносили чудотворную икону Николы Промзинского в засушливый 1921 год по селам Симбирской губернии: «Тогда подняли Николу Промзинского. Какой страх был – никогда, как появился, не уходил Он с горы в Промзине – а тут Его несли крестным ходом от села к селу в город. В каждом селе в церкви Он побывал. Вышли Его встречать всем духовенством города и несметно народу, весь Симбирск, наверное, был <…> Его высоко несли, народ со всех сел, где шел, следовал за Ним, несли на плечах, высоко, весь в лентах – издали, как по воздуху плыл <…> Как увидели, все на колени упали, вопили со слезами: “Заступник, Отче, Никола!”. Все архиереи и священники со всех церквей вместе со всеми на коленях стояли, молились. Стоим все в пыли, а небо пустое, знойное, белое, вроде солнце жжет, а все бесцветно, пыльно, мертво. Как Он подошел, встали с иконами <…> стали молебен служить водосвятный, с водосвятьем, без акафиста. И тут еще молебен не кончился, в небе как бы что-то сделалось, ударил тяжелый гром. Все стояли на коленях, с иконами. И взмыла туча, и ударил ливень, и толпы народа шли полем под реками, все хоругви, иконы плыли под дождем. А дождь был как река, хлестал, и хлестал, пока крестный ход, уже в Симбирске, не стал делиться и расходиться по церквям».
Образ Св. Николая Чудотворца в Промзино. Богоявленский храм с. Прислониха
Почитание Николы Промзинского продолжалось до 1929 года, когда были арестованы все священнослужители в Промзине: настоятель Иоанн Павлович Ахматов, два священника и два дьякона. По воспоминаниям дочери И.П. Ахматова, суд над промзинскими священнослужителями прошел 19 декабря 1929 года в день праздника Николы Зимнего. Имущество Ахматова было конфисковано, а его самого повели пешком в Ульяновск в тюрьму, впоследствии отправили в лагерь под Самару, из которого его освободили в 1931 году. 24 декабря 1937 года Иоанна Ахматова вновь арестовали, уже в Мелекессе, он был осужден и 18 февраля 1938 года убит в подвале горотдела НКВД в Ульяновске. Внук Иоанна Ахматова – протоиерей Владимир Константинович Дмитриев, настоятель Богоявленского храма в Прислонихе, указывает, что безымянная могила его деда находится в Ульяновске у моторного завода, не существовавшего в 1938 году, в том месте тайно хоронили репрессированных людей. Справедливо, если там будет установлен мемориальный знак.
После ареста промзинских священнослужителей уничтожению подверглось все, что было связано с паломничеством. Вот как об этом вспоминала Н.И. Пухтеева: «Наступила весна 30-го. Узнали, что в Промзино взорвали церковь, разрушили часовню на Белой Горе и засыпали родник...».
Промзино в 1931 году переименовали в Сурское, очевидно с целью забыть старое название села, с которым связывали почитание чудотворной иконы. Икону Николы Промзинского увезли. По словам сурского иконописца Александра Степановича Гордеева, ее увезли в Самару, являвшуюся центром Средневолжского края. Его попытки найти икону в самарских музеях не увенчались успехом. Следы ее пропали. Сохранилась ли икона? Находится ли она в хранилище какого-либо музея страны? Возможно, икона была продана заграницу, так как экспортная торговля иконами существовала при советской власти в 1920–1930-е годы.
Св. Николай Чудотворец. Начало XX в. Свято-Богородице-Неопалимовский храм. Ульяновск
Во время Великой Отечественной войны политика советской власти в отношении Русской православной церкви изменилась. Первое послевоенное паломничество на Никольскую (Белую) гору, очевидно, было невероятным событием и по количеству людей, и по их эмоциональному состоянию после одержанной Победы в войне. 21–22 мая 1945 года на Николу Вешнего в Сурском собралось более семи тысяч человек из Ульяновской области и Мордовской АССР, они совершили моление с пением и собрали пожертвования в фонд помощи детям фронтовиков.
Александр Гордеев помнит, как проходило празднование Николы Вешнего в Сурском в послевоенные 1950-е годы, когда не было уже почитаемой иконы и часовни на горе, но живы были люди, знавшие и саму икону, и старые традиции ее почитания. Накануне дня празднования прибывали паломники, священники, в том числе из Мордовии, многие располагались прямо в лесу, ночью лес был ярко освещен из-за многочисленных костров. Ночью и утром на каждом святом колодце проводили службу священники, после чего люди совершали омовение. 22 мая, отмечает иконописец, «гора была как муравейник» . От центра села до самой горы сидели безрукие и безногие инвалиды, среди них участники Великой Отечественной войны, некоторых везли на тележках. Приходили прокаженные. К святым колодцам приводили бесноватых людей, сдерживаемых в узах, для того, чтобы окропить их святой водой.
В 1960-х годах празднование Николы Вешнего в Сурском стали запрещать власти, очевидно в русле хрущевской антирелигиозной кампании, милиционеры задерживали паломников и увозили на автобусах. А.С. Гордеев был свидетелем того, как однажды трактор с бульдозерным отвалом стал срезать верхушку Никольской горы и как чуть этот трактор не опрокинулся, из-за чего водитель убежал с горы в панике.
В 1990-е годы при симбирском епископе Прокле (1943–2014) началось восстановление святынь Никольской горы. А.С. Гордеев совместно с Николаем Аркадьевичем Пластовым (1930–2000) создал эскиз креста, установленного в 1992 году сурскими художниками на вершине горы. Расписывал Александр Степанович внутренние стены часовни: написал четырех евангелистов и четыре иконы. Часовня была восстановлена в 1997–1998 годах при финансовой помощи гендиректора ЗАО СП «Нафта-Ульяновск» Виктора Ивановича Евстифеева (1952–2019) и политической поддержке депутата от Сурского и Карсунского районов, председателя Законодательного собрания Ульяновской области Сергея Николаевича Рябухина. Общее руководство строительством осуществлял протоиерей Георгий Васильевич Шенгур, с 1997 года служащий в Сурском. В 1998 году рядом с крестом на вершине горы была установлена стела, как указано на ней: «усердием Самарских прихожан».
До 2000 года в Сурском была молельная комната в доме, где ныне располагается мастерская А.С. Гордеева. В 1999 году, после 19 заседаний Арбитражного суда, церкви было передано здание, которое было отстроено под храм Николая Чудотворца. Первое богослужение состоялось на Рождество 7 января 2000 года. Для того чтобы храм принял необходимый облик, были построены алтарная апсида и колокольня. В 2000-е годы благоустроены святые колодцы, созданы купальни.
В настоящее время святые места в Сурском возрождены, но главной святыни – явленной иконы, к сожалению, нет. В храме и часовне есть иконы Николы Можайского. В некоторых церквях нашей области и соседних регионов можно увидеть старинные образы Николы Промзинского. Например, в Свято-Богородице-Неопалимовском храме Ульяновска находится необычная икона Николы Промзинского начала XX века. Соловецкая Зосимо-Савватиевская мужская пустынь в XVII–XVIII веках находилась выше Симбирска, в 1909 году была возрождена, но просуществовала до начала 1920-х годов. После закрытия пустыни икона Николы Промзинского оказалась в Свято-Богородице-Неопалимовском храме.
В современной иконописи образ Николы Промзинского нередкий. В 2018 году икону Николая Чудотворца Промзинского написал А.С. Гордеев для восстановленного на народные пожертвования Богоявленского храма Прислонихи. Очевидно, как и в деле строительства храма в Прислонихе, необходимо участие руководителя области, чтобы найти следы утерянной древней реликвии нашего региона. Как написано в Ветхом Завете в книге Екклесиаста: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни».
Антон Долматов
МономахПоследние новости
Состоялось заседание Совета судей Ульяновской области
18 декабря 2024 года состоялось заседание Совета судей Ульяновской области, на котором были рассмотрены важные вопросы, касающиеся деятельности судебной системы региона.
Беседа в школе
В рамках проведения Ульяновским районным судом Ульяновской области работы по применению принципов ювенальной юстиции с учащимися 7 «г» класса муниципального образовательного учреждения Большенагаткинской средней школы им
24 декабря благодаря совместным усилиям удалось отправить нашим десантникам три автоприцепа с необходимым грузом
В составе: емкости для питьевой воды, тосол, антифриз, инструменты, запасные колеса и другие нужные материалы.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку