28.03.2019

Крест царя Алексея Михайловича. Как уникальный дар защищал Симбирск

Напрестольный крест – крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием в алтаре храма.

Напрестольный крест – крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием в алтаре храма. Вместе с Напрестольным Евангелием и антиминсом Напрестольный крест является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и также имеет богослужебное употребление: им в особых случаях осеняется верующий народ, им освящается вода на Богоявление и при особо торжественных молебнах, а в предусмотренные Уставом случаи к нему прикладываются верующие.

Почти 270 лет самой чтимой святыней Симбирска и его святым охранителем был серебряный с позолотой, убранный жемчугом и драгоценными камнями крест, пожалованный в 1648 году царем Алексеем Михайловичем и его первой супругой Марией Ильиничной в соборную Свято-Троицкую церковь, возведенную одновременно с постройкой города.

Предание свидетельствует, что осенью 1670 года он защитил Симбирск от осаждавшего город войска казаков-разинцев: «Этот крест в час осады, во время последняго, всенароднаго крестнаго хода по городу, когда уже исчезла последняя надежда к его спасению, был несен вслед за хоругвями, подле воеводы Милославскаго; в ковчеге креста <…> видна глубокая язвина, которую в нем оставила святотатственная пуля разбойника Стеньки Разина» [1] .

В 1694 году во время большого пожара деревянная однопрестольная Свято-Троицкая церковь сгорела. На ее месте был сооружен строгий и лаконичный трехпрестольный пятикупольный каменный собор с главным престолом во имя Святой Живоначальной Троицы, строительство которого закончилось в 1712 году. После возведения рядом нового летнего Свято-Троицкого кафедрального собора в 1841 году, старый собор был переименован в Николаевский.

Вплоть до 1920-х годов Напрестольный крест оставался главной святыней (и достопримечательностью) этих храмов. Этим крестом обыкновенно встречали прибывших в город царственных особ. И именно это распятие осенью 1824 года целовал император Александр I при торжественной закладке нового Троицкого кафедрального собора. Этим же крестом осеняли наследника престола, сына Александра II, Николая Александровича, посетившего Симбирск в июле 1863 года.

Проходили годы, десятилетия, века… От поколения к поколению передавалась незыблемая вера в чудодейственную силу городской святыни. Симбиряне искренне полагали, что пожалованный граду крест помогает тем, кто крепок в православной вере. Тому же, кто грешен и не покаялся, достаточно было взглянуть на него с гордыней – и нечестивца вскоре неизбежно настигала Божья кара.

Невозможно без горечи констатировать, что величайшая симбирская реликвия, скорее всего, безвозвратно утеряна. Можно предположить, что пропала она в конце 1910-х – начале 1920-х годов. Версий дальнейшей судьбы бесценного подарка царя Алексея Михайловича совсем немного.

Версия первая

Возможно, после Октябрьского переворота 1917 года он вместе с другими религиозными ценностями попал в Симбирский народный музей (ныне Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова). Но достоверно известно, что в настоящее время его в фондах музея нет.

Версия вторая

Есть надежда, что священнослужители Николаевского кафедрального собора или же его прихожане чудесным образом смогли сохранить (уберечь) крест, спрятав его в тайнике, который пока не обнаружен.

Версия третья

Может быть, реликвия утеряна во время трагических событий в Симбирске летом-осенью 1918 года. Симбирянин Иван Дмитриевич Андреев (1912-1999(?)) вспоминал: «В 1918 году, когда освобождали Симбирск и белогвардейцы и чехи бежали из города, была сделана попытка вывезти из города на барже по Волге церковные ценности. Серебряные чаши-потиры, наперстные кресты и драгоценные оклады икон – подарки симбирского купечества в свои приходы. Баржа с этими ценностями, по имеющимся сведениям, была потоплена залпами красногвардейской артиллерии железнодорожного моста» [2] .

Летом 1927 (или 1928) года Экспедицией подводных работ особого назначения (ЭПРОН) Военно-Морского флота СССР были организованы работы по поиску затонувшей баржи. Увы, безрезультатно. Не исключено, что и сейчас царский подарок, наряду с другими сокровищами, покоится на дне Волги под толстым слоем ила и придонных отложений.

Версия четвертая

Вполне допустимо, он был изъят вкупе с иными церковными раритетами после того, как 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК выпустил Декрет, который постановлял местным Советам изымать «…все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа…». Но установить его официальную конфискацию сегодня практически невозможно, так как имеющиеся в архивах протоколы изъятия содержат упоминания о нескольких напрестольных крестах, но идентифицировать среди них симбирскую святыню затруднительно, потому что в финотдел все реквизированные ценности сдавались на вес, как обычный, хотя и драгоценный, лом.

Версия пятая

Существует вероятность, что случайно попав в руки квалифицированного специалиста, сумевшего определить историческую ценность находки, напрестольный крест был спасен от уничтожения и в данное время находится в одном из музеев (или музейных запасников) Москвы, Санкт-Петербурга или Самары. Этот наиболее оптимистичный сценарий предполагает огромную поисковую работу, заняться которой необходимо безотлагательно.

P.S. Кроме загадки своего исчезновения напрестольный крест кафедрального собора Симбирска оставил нам еще и «хронологическую» загадку. Как известно на нем имелась надпись: «Повелением великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца и его благоверныя царицы и великия княжны Марии Ильиничны сделан сей крест в Синбирск, во Град, в соборную церковь Живоначальныя Троицы 1648 года, марта в … день». Но при этом надо иметь в виду, что два весьма авторитетных симбирских краеведа приводят в своих книгах разные даты, указанные на данном кресте, а именно: Павел Любимович Мартынов – «марта в 2 день» [3] , а Александр Кузьмич Яхонтов – «марта в 6 день» [4] . Увы, за отсутствием самого предмета спора, истину, скорее всего, уже не удастся установить никогда.

Владислав Ястребов,
журнал «Мономах»,
Ульяновск

[1] Симбирск // Сборник исторических и статистических материалов о Симбирской губернии. – Симбирск, 1868. – С. 33.

[2] «Симбирский курьер». 1998. 2 июня. С. 7.

[3] Мартынов П. Л. Празднование 250-ти летняго юбилея города Симбирска. – Симбирск, 1899. – С. 9–10 (сноска).

[4] Яхонтов А. К. Симбирск (1648–1898 гг.) : ист. заметка. – Симбирск, 1898. – С. 31 (сноска № 9), 60–61.

Мономах

Последние новости

Минцифры проработает вопрос создания единой платформы противодействия мошенничеству

Минцифры РФ создаст рабочую группу с Центробанком, операторами связи, цифровыми платформами, банками и правоохранительными органами для разработки единой платформы по противодействию мошенничеству.

Банк России спрогнозировал снижение темпов роста экономики РФ

Банк России считает, что со второго квартала темпы роста экономики РФ начнут снижаться.

Жителям Ульяновской области рассказали, как преодолеть стресс

С тематической лекцией перед студентами технического университета выступила главный психолог регионального минздрава Юлия Сиденкова.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *