Александр Алмаев: «Мог стать инженером или строителем, но выбрал школу и физическую культуру»
Тег audio не поддерживается вашим браузером. «Чемпион» продолжает проект, посвященный выдающимся преподавателям, руководителям и выпускникам факультета физической культуры и спорта УлГПУ, отметившего 50-летний юбилей.
«Чемпион» продолжает проект, посвященный выдающимся преподавателям, руководителям и выпускникам факультета физической культуры и спорта УлГПУ, отметившего 50-летний юбилей.
Наш девятый собеседник - выпускник факультета, заслуженный учитель Российской Федерации, директор одной из самых спортивных сельских школ области - Славкинской СОШ - Александр АЛМАЕВ.
- Александр Григорьевич, почему в 1979 году выпускник Славкинской школы выбрал для поступления факультет физвоспитания УГПИ?
- В школе я занимался лыжными гонками у Юрия Николаевича Кепшина. Он был выпускником института имени Лесгафта - большая редкость по тем временам, тем более в сельской местности. Очень грамотный специалист и хороший пример для подражания. Я хотел быть на него похожим. В конце 10-го класса даже директор нашей школы предложила мне поступать на физкультурный факультет. Еще в марте 1979-го нас, будущих абитуриентов, пригласили на экскурсию в пединститут, организовали встречу с деканами и преподавателями, показали один из ульяновских бассейнов. После сельской школы, где в качестве спортзала использовалась обычная классная комната, это была сказка. Я всем этим впечатлился и окончательно решил для себя, что буду поступать именно сюда. Хотя и другие варианты были. Учился я достаточно хорошо - в школьном аттестате только одна четверка по физике, остальные пятерки. В средних классах хотел быть инженером. Мне вообще нравилось строительное направление, так что мог и в политех пойти учиться, но в итоге выбрал школу и физическую культуру.
- Сложно ли было поступить тогда, в конце 1970-х?
- Я как житель сельской местности шел по целевому набору. На 10 мест было 14 кандидатов. Химию на «пять» сдал, сочинение хорошо написал и все спортивные дисциплины также успешно выполнил, так что прошел без проблем. Кстати, из моей школы тогда поступил еще один парень - Александр Ботарев.
- В те времена в педвузах страны существовала практика - студентов первого курса отправляли на уборку урожая. Расскажите, как это происходило у вас?
- Да, мы успели проучиться три дня и уже в первых числах сентября нас отправили в село Ясашное Помряскино Старомайнского района - на уборку картофеля. Работали с утра до вечера. Жили там же, в селе. Мылись на ферме холодной водой, но повезло, что погода тогда была теплая. Оставались мы там две или две с половиной недели, а потом юношей прямо оттуда отправили в Старую Майну - строить водоканал. Там мы пробыли еще дней 10. Днем работали, вечером шли в спортзал или с местными в футбол играли. Это было замечательное время! Время сплочения и единения. А поскольку труд на водоканале оплачивался, мы еще и неплохо заработали.
Другая традиция первокурсников - конкурсы художественной самодеятельности. Вы в них принимали участие?
- Конечно. Так или иначе все принимали. У нас же на факультете творческих и веселых людей всегда было много. Кто-то просто что-то принесет-унесет, кто-то выступает на сцене. Я, например, делал поддержки во время представления.
Бегал на лыжах за «Буревестник», получал повышенную стипендию
- Будучи студентом, вы продолжили заниматься лыжами или выбрали для себя другой вид спорта?
- Так и продолжал. Тренировался у Юрия Семеновича Антонова. У нас в то время была достаточно сильная студенческая команда лыжников, куда, кроме меня, входили Владимир Ларин, Владимир Агапов, Александр Васильев и Александр Попков. Лыжные тренировки проводились в рамках курса ПСМ (повышения спортивного мастерства. -Прим. А.А.). Три пары отучились, сходили на обед и быстрее в парк «Победа». И так все четыре года учебы. С первого курса у меня хорошо получалось в этом виде спорта. Выиграл первенство города среди юниоров. После этого начали ко мне из других спортивных организаций обращаться: мол, давай переходи к нам. Но я всем отвечал, что уже студент пединститута и представляю «Буревестник». Стабильно бегал на уровне первого взрослого разряда. До звания кандидата в мастера спорта не хватило одного места на областных соревнованиях - в гонке на 50 километров я был четвертым.
- Постоянные сборы, разъезды и соревнования успеваемости не мешали?
- Первый курс был очень сложным и на нем я получал обычную стипендию. А дальше учился только на повышенную, то есть, как понимаете, проблем с успеваемостью у меня не было.
- Какие дисциплины учебной программы давались вам с трудом?
- Химия. У нас ее вел Владимир Григорьевич Груздев, который на меня с самого начала почему-то взъелся. Зачет не хотел ставить. На пересдачу отправил, хотя этот предмет я еще со школы хорошо знал. Уже после того, как я ему пересдал, он мне заявил: «Слушай, дорогой, я ведь тебя сразу раскусил и специально разозлил, хотел посмотреть, на что ты способен. Далеко пойдешь»! Другой пример - философия. Этот курс нам читал Дмитрий Иванович Орлов. Он недолюбливал тех, кто уезжал на сборы, так как сессию для них приходилось переносить. Среди спортивных дисциплин мне непросто давались плавание и баскетбол, потому что у нас в школе их никто не преподавал. Но в трудные моменты нам оказывал большую поддержку Владимир Константинович Федулов, который курировал нашу группу. Кстати, он же звал меня перейти в конькобежный спорт, но как я мог лыжи оставить…
- Предметы, которые вы посещали с особым удовольствием?
- Мне нравилось «Музыкально-ритмическое воспитание» у Анны Дмитриевны Тиселько. Там нас учили танцам, красивым движениям. С интересом посещал занятия по предмету «Спортивный массаж», который нам преподавала Светлана Наумовна Шупикова. Также вспоминается «Физиология» у Людмилы Дмитриевны Назаренко и Леонида Лазаревича Каталымова. Помню, как мы там препарировали лягушек! Конечно, я очень любил лыжные тренировки. Хотя порой и на них приходилось тяжко, когда пробегали за раз по 20-30 километров.
- Кого из преподавателей вы считали главными ориентирами для себя?
- Я с большим уважением и благодарностью относился и отношусь ко всем своим преподавателям. В гимнастике - это Владимир Николаевич Лазарев, Тамара Петровна Киреева и все та же Тамара Дмитриевна Тиселько. Удивительный педагог. Однажды на занятиях она заставила нас выполнять кувырки и стойку на голове без гимнастического мата, прямо на полу. Мы говорим: «Без матов не будем». Тогда она: «А если я сделаю, повторите?» И раз в стойку на голове! «Видели?» А теперь вперед!» После такого все делали. В баскетболе мне многое дал Георгий Львович Гельман, в волейболе - Александр Петрович Зверев. В легкой атлетике - Валентин Степанович Кузьмин, Виктор Леонидович Вижиченко и Евгений Васильевич Сидорчук. В конькобежном спорте - Владимир Константинович Федулов. В хоккее с мячом - Геннадий Петрович Почекуев. В лыжах - Юрий Семенович Антонов.
Строил школу за Полярным кругом
- В вашей группе учились те, кто в будущем станет известными спортсменами и тренерами?
- С нами учились хоккеисты Александр Епифанов и Владимир Коваль. Тяжелоатлет Александр Сорокин, гимнаст Владимир Устюжанин, который участвовал в церемонии открытия Олимпийских игр 1980 года в Москве. Мастер единоборств, а затем заслуженный тренер Евгений Головихин, мастер спорта по плаванию и морскому многоборью Евгений Казаков. Также из нашей группы вышли не такие известные, но успешные в своем деле специалисты: Анатолий Белов - тренер по теннису в Татарстане. Рафаэль Ибрагимов - учитель в Ульяновске. Юрий Сурков много лет работал учителем в Цильнинском районе, Станислав Галныкин преподавал на факультете физической культуры и спорта УлГПУ, создавал и руководил областной федерацией мини-футбола. Фаиль Фасахов до сих пор работает в 20-м лицее. Александр Витов занимает руководящие посты. Владимир Чернов - учитель в Тереньгульском районе. Александр Попков работал тренером в Барышском районе, но сейчас переехал в Саратов. Вообще, Саша - удивительный человек. Мы с ним в общежитии в одной комнате жили. Помню, идет сессия. Между экзаменами четыре дня. Три первых он просто спит и ничего не делает. В последний день утром встает, садится за учебник физиологии и до следующего утра его прочитывает, не прерываясь! Потом идет и сдает на пять. Уникум.
- Памятная сторона жизни многих советских студентов - поездки в составе студенческих стройотрядов. Вы же наверняка тоже в них бывали?
- Практически все четыре курса я никак не мог туда попасть. Отбор был очень строгий. К тому же в тот период, когда уезжали стройотряды, я был с командой на летних сборах. И только в конце четвертого курса меня все-таки взяли на комсомольскую стройку. Помог Владимир Голубев, будущий декан факультета. Он учился на курс младше, но уже был командиром стройотряда и лично поручился за меня перед комиссией. Отправляли стройотряд летом, но подготовка начиналась за полгода - осенью. Тех, кого утвердили, проходили обучение в строительном училище, куда мы ездили после занятий два-три раза в неделю. В 1983-м отправили 46 человек. Самолетом из Ульяновска в Москву, а оттуда до Нового Уренгоя. Там мы немного обжились, а потом нашу группу вертолетом забросили в село Самбург (Ямало-Ненецкий автономный округ. - Прим. А.А.), за Полярным кругом, где мы строили новую деревянную школу. Работали там с 25 июня, а домой я приехал 29 августа! Жили прекрасно. Хорошие деньги получили. Я, например, заработал 1200 рублей. Для сравнения: повышенная стипендия тогда была около 46 рублей в месяц.
Из-за низких потолков играли в волейбол на коленках
- После выпуска для вас было принципиально вернуться в родную школу?
- Так как я поступал по целевому набору, то после окончания вуза меня по государственному распределению все равно должны были отправить в Николаевский район. Хотя еще на старшем курсе меня настойчиво уговаривали пойти в Карсунскую кадетскую школу-интернат, звали тренером в городскую спортшколу. Но сам я заранее планировал вернуться в Славкино.
- В первые годы работы учителем физкультуры с какими вызовами вам приходилось сталкиваться?
- Главная проблема заключалась в том, что на первых порах у нас не было материальной базы. Как только мы с моей женой Еленой Николаевной, которая также является выпускницей факультета физвоспитания, пришли в школу, занятия проводили в обычном классе. Учили детей волейболу на коленках! В буквальном смысле. Потому что высота потолка не позволяла играть в полный рост. Спортивный зал начали возводить в 1984 году, но вошли мы в него только в 1988-м. Строили всем миром. Я сам кирпичи подавал. До сих пор он действует, и мы его активно используем. У нас же в этом зале даже пол с отоплением! Не знаю, если ли в области еще такие. Поскольку в свое время я был лучшим спортсменом района, то имел среди односельчан определенный авторитет. Меня знали и помогали. Например, на учебный инвентарь по 150 рублей выделяли профкомы местных древзавода и лесокомбината. Директора этих предприятий по образованию тоже были учителями физкультуры, поэтому мы с ними хорошо друг друга понимали.
- 17 лет назад вы стали заслуженным учителем. Как пришли к этому званию?
- Мне повезло со школой. За всю историю в ее стенах работали четыре заслуженных учителя Российской Федерации! Плюс к этому, моя жена - заслуженный работник образования Ульяновской области. Наша школа всегда занимала активную позицию, постоянно участвовала в различных конкурсах. В 1991 году я выиграл районный и зональный этапы, а потом занял третье место на областном финале конкурса «Учитель года физической культуры». В 1995-м наше учебное заведение стала лауреатом областного конкурса «Школа года». Также ученики из Славкина регулярно добивались успехов на всероссийском уровне. В 2005 году за все эти достижения мне и присвоили звание. Конечно, это не только моя заслуга. Без поддержки моей супруги, с которой мы работали бок о бок 35 лет, без коллектива школы, ничего бы этого не было.
- С 1993 года вы являетесь директором Славкинской СОШ и продолжаете вести уроки физкультуры. Трудно ли совмещать две должности, пусть и в маленькой школе?
- Я пошел на это совмещение даже не ради зарплаты, а потому что занимаясь одной работой, я отдыхаю от другой. Прихожу на урок и отвлекаюсь от производственных вопросов. Урок заканчивается, и я начинаю думать об административной работе. Такая смена деятельности очень благоприятно на меня влияет.
- Что вы пожелаете факультету?
- Желаю, чтобы он всегда был на высоте, применял современные технологии в учебном процессе. Чтобы его сотрудники дорожили гордым званием факультета, а его выпускникам я желаю идти в школы - учить детей и растить здоровые поколение, которые очень нужны нашей стране.
_____________________________
Из досье «ЧЕМПИОНА»
Александр АЛМАЕВ, заслуженный учитель РФ.
Родился 17 марта 1962 года в селе Славкино Николаевского района. В 1979-м окончил Славкинскую среднюю школу, в 1983-м - факультет физического воспитания УГПИ. Сразу после выпуска вернулся в родную школу, где начал работать учителем физической культуры. С 1993 года и по настоящее время - директор Славкинской СОШ. Отличник народного образования (1995). Депутат районного совета депутатов пяти созывов.
Беседовал Александр АГАПОВ
ЧемпионПоследние новости
Создание крупных медцентров позволит сделать медпомощь в Ульяновской области доступнее
28 декабря подписано распоряжение правительства Ульяновской области об объединении медицинских учреждений в регионе.
Доставка гуманитарного груза в новогодние праздники
Председатель Совета местного отделения партии " СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ " в Вешкаймской районе Ульяновской области и активный член Ульяновского отделения Социал-Демократического Союза Женщин России Светлана Сыров
Новое с января 2025-го. Что ждет ульяновцев
Какие изменения коснутся жителей Ульяновской области в 2025 году. Минимальная зарплата теперь равна 22 440 руб.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения