Откуда берутся детские неврологические проблемы?
Почему один ребенок — спокойный и прилежный, а другой — активный и своенравный?
Почему один ребенок — спокойный и прилежный, а другой — активный и своенравный? Почему одному легко дается учеба, а другой испытывает сложности, но зато с удовольствием занимается спортом? Какое поведение является вариантом нормы, а какое требует обращения к врачу-специалисту? Мы попросили главного внештатного детского специалиста-невролога Министерства здравоохранения Ульяновской области Светлану Чубарову помочь разобраться в загадках детского мозга.
— Все новорожденные дети проходят диспансеризацию, включающую в себя УЗИ головного мозга. Если патологий не выявлено, родители могут быть уверены, что неврологических нарушений у ребенка нет?
— Отнюдь. Если мозг сформирован правильно, это еще не гарантирует, что он правильно функционирует. Неблагоприятные воздействия на головной мозг как в период, когда ребенок жил в утробе матери, так и вовремя родов и после его рождения могут иметь серьезные последствия. Нарушается процесс формирования важных функций в наилучший для этого период, когда нервная система наиболее пластична, в результате чего могут развиваться тяжелые, иногда даже необратимые состояния. Однако в большинстве случаев патологии в детском возрасте обратимы и поддаются коррекции.
— Шаловливым детям часто приписывают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Что он собой представляет?
— «Гиперактивность» — общая характеристика, объединяющая такие качества, как импульсивность и неспособность концентрировать внимание. По сути, это совокупность неврологических патологий, проявляющихся в детском возрасте. В семье таких детей называют «ребенок-катастрофа» или «трудный ребенок». Причин может быть множество: травмы во время и после родов, нейроинфекции, а также недостатки воспитания, конфликты в семье и развод родителей, состояние острого или хронического стресса у ребенка. Сложности чаще всего приобретают характер проблемы и заставляют родителей идти к специалисту, когда ребенок идет в школу. Он не может не только усваивать материал, но и просто сидеть за партой в течение урока. При этом, как правило, умственное и психическое развитие у них протекает нормально, однако их состояние все же требует коррекции. Они не опасны для других детей в группе детского сада или в классе школы, но тем не менее к ним нужен индивидуальный педагогический подход. С возрастом патологии нередко сглаживаются. Они могут иметь высокую работоспособность и даже становиться лидерами в коллективе.
— К каким специалистам обращаться и как диагностировать СДВГ?
— Детям с СДВГ могут оказать помощь врачи — невролог, психиатр и психоневролог, а также медицинский психолог. Лучше проконсультироваться у разных специалистов, чтобы они выработали комплексную схему лечения. Диагностика включает определенный спектр исследований. В частности, для диагностики используется ЭЭГ (электроэнцефалограмма) — графическая регистрация амплитудно-частотных характеристик электрической активности головного мозга при помощи электродов, которые накладываются на кожу головы, и усилителя — электроэнцефалографа. Еще один метод диагностики — УЗИ (ультразвуковое исследование) головного мозга. Специальный датчик фиксирует отражение ультразвуковых волн от образований в организме, имеющих различную плотность. На основании этих показаний на мониторе формируется изображение, позволяющее врачу поставить диагноз. В отдельных случаях назначается МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга — способ получения томографических медицинских изображений для исследования внутренних органов и тканей с использованием явления ядерного магнитного резонанса. Диагноз по результатам исследований поставить может врач-невролог.
— Еще одна распространенная проблема — энурез у детей. Расскажите о его причинах и диагностике.
— Диагноз «энурез» ставится детям в возрасте 4-5 лет и старше при недержании мочи. Проблема может быть вызвана различными причинами. Среди них задержка формирования нервной системы, эндокринные нарушения, психические травмы, неправильный режим дня и такие физиологические проблемы, как недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника и аномалии развития мочевыводящих путей. Энурез может быть одним из проявлений серьезных заболеваний. Различают дневной и ночной, первичный и вторичный энурез. В частности, если ребенок в течение полугода контролировал процесс мочеиспускания, а потом снова потерял контроль, речь идет о вторичном энурезе. Также для детей с энурезом характерны стойкие нарушения сна: они не могут заснуть, им сложно просыпаться по утрам, их мучают ночные кошмары, они говорят или ходят во сне, либо у них может быть слишком глубокий сон. При энурезе нужно обратиться к врачу-психоневрологу. Врач может назначить УЗИ (ультразвуковое исследование) почек и мочевого пузыря, ЭЭГ (электроэнцефалографию).
Информация предоставлена ГУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Ульяновской области» и Управлением по делам семьи администрации города Ульяновска
Фото: cmphmao.ru
Последние новости
Медики Ульяновской области продолжат работать в новогодние каникулы
Жители Ульяновской области в новогодние праздники смогут получить медицинскую помощь Медики Ульяновской области продолжат работать в новогодние каникулы Фото: Светлана МАКОВЕЕВА.
В новогодние праздники усилят работу больниц Ульяновской области
Вопрос незамедлительного предоставления медицинской помощи жителям с 30 декабря по 8 января обсудили на заседании штаба по комплексному развитию региона под руководством губернатора Ульяновской области Алексея Русских.
Рубрика "Цифра недели"
Рубрика "Цифра недели" За прошедшую неделю в приёмное отделение УОКЦСВМП имени заслуженного врача России Е. М. Чучкалова поступило 876 пациентов, из них 759 в экстренном порядке и 117 в плановом.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи