Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
В связи с предстоящим Чемпионатом мира по футболу 2018 года в России начались работы по реставрации старых отелей и возведению новых, многие из которых будут открыты под международными брендами. Однако, чтобы успешно конкурировать в данном сегменте рынка, владельцам новых гостиниц необходимо тщательно продумать каждый этап создания своего объекта размещения. Даже открытие мини-гостиницы требует немалых временных и финансовых затрат, которые могут быстрее окупиться, если будет продумана правильная стратегия.
В целях описания процесса открытия гостиницы можно выделить несколько этапов:
Этап 1: выбор организационно-правовой формы деятельности. Если речь идет о создании крупной гостиничной сети, то требуется создание ООО. При открытии же средств размещения с фондом до 50 номеров, которые обычно являются мини-гостиницами, владельцем обычно выступает индивидуальный предприниматель. Если таковой уже имеется, то необходимо зарегистрировать в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД – 55.11 (для гостиниц с рестораном) или 55.12 (для гостиниц без ресторана).
Этап 2: выбор системы налогообложения. При открытии гостиничного предприятия владелец может воспользоваться УСН – упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку до тех пор, пока гостиница не начнёт приносить ежегодный доход более 150 миллионов рублей. Для гостиниц большего размера применяется общая система налогообложения. Индивидуальный предприниматель также может сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3: выбор и обустройство помещения. Наиболее оптимальным вариантом для небольших отелей является выкуп и перепланировка жилья. В качестве места размещения будущей гостиницы удобнее использовать отдельные этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют уже обустроенные кухни, душевые и прачечные комнаты. Для отдельно стоящих гостиниц отличным вариантом есть приобретение особняка или коттеджа. Выгоднее всего с экономической точки зрения строить гостиницу с нуля, хотя долгосрочная аренда также является приемлемым решением.
При выкупе жилых помещений для организации гостиницы, их необходимо перевести в нежилой фонд согласно статье 288 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, при строительстве, ремонте и оснащении помещений под гостиницу необходимо соблюдать строительные, санитарные и здоровьесберегающие нормы и требования безопасности.
Этап 4: подбор персонала. Для открытия мини-отеля потребуется небольшой кадровый состав, включающий в себя управляющего, портье – администратора, горничную и технический персонал. Для гостиниц большего размера необходимо организовать охрану, расширить состав администраторов и горничных, создать бухгалтерию, отдел бронирования, команду менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по усмотрению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организация маркетинговой кампании. В начальной стадии необходимо привлечь клиентов, что можно сделать путем размещения рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В городах-курортах эффективным вариантом будет заключение договоров с турфирмами, что поможет значительно заполнить гостиницу в туристический сезон.
Важно помнить, что каждый этап должен быть тщательно осмыслен и продуман в бизнес-плане нового предприятия.
Открытие гостиницы – это многолетний и ответственный проект, основной этап которого – составление бизнес-плана. Первым шагом при составлении концепции гостиницы является формирование ее параметров, включающих в себя статус, месторасположение, номерной фонд, вместимость и площадь, этажность, штат работников, а также ряд других показателей, включая среднегодовой уровень загрузки, сезонность и цены на проживание и дополнительные услуги.
Для того чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, нужно провести маркетинговый анализ, включающий такие макропоказатели, как инвестиционная привлекательность рынка, характеристика существующего гостиничного фонда, характеристика спроса, цены на гостиничном рынке и тенденции его развития.
Один из главных аспектов при составлении концепции гостиницы – выбор сегмента, который будет пользоваться наибольшим спросом в данном регионе, а также конфигурации отеля, позволяющей устоять в конкурентной борьбе.
Чтобы более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, следует изучить количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, набор и представленность услуг, цены на них.
Сбор аналитики по конкурентной среде довольно затруднительно, поэтому для получения нужной информации можно обратиться к организациям, занимающимся управлением и консультингом в сфере гостиничного бизнеса, где также могут рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
При расчете экономической эффективности гостиничного бизнеса необходимо учитывать такие показатели, как вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги и план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Результаты расчетов ожидаемой прибыльности гостиничного бизнеса должны соответствовать предварительным ожиданиям, указанным в бизнес-плане. После этого можно перейти к практической реализации проекта. Но на этом этапе также нужна предварительная подготовка, включающая сбор всех необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Открытие гостиницы связано с необходимостью сбора громоздкой документации. Все документы нужны для того, чтобы привести бизнес в соответствие с законодательством и уберечься от жалоб контролирующих органов. Давайте рассмотрим, какие документы необходимо собрать для этого:
- Правоустанавливающие документы на помещение и земельный участок.
- Свидетельство о регистрации предприятия и постановке на учет в ФНС.
- Разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения:
- Для строительства нужны кадастровый и ситуационный планы земельного участка, свидетельство о государственной регистрации участка, справка об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочная схема участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией.
- Для перепланировки нужно подать заявление в органы местного самоуправления с предоставлением техпаспорта помещения, разработать проект перепланировки, согласовать его с администрацией и получить разрешение на начало работ. После проверки объекта выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
- Сертификат соответствия (по желанию владельца гостиницы).
- Лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации.
- Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок.
- Документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.
- Разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
- Пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг).
- Документы для внутреннего пользования: перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Если вы все предусмотрительно соберете и получите все необходимые разрешения, то останется приступить к созданию интерьера гостиницы. Это творческий процесс, который нужно осуществлять с учетом вопросов по уходу за интерьером и его обновлению, чтобы в будущем ваша гостиница могла стабильно получать положительные отзывы посетителей. Если у вас есть вопросы по подготовке документов, вы можете обратиться за консультацией в налоговую инспекцию, органы местного самоуправления, сервисы «единый окно», предпринимательские объединения и консалтинговые агентства. Этому вопросу следует относиться не менее ответственно, чем к расчету ожидаемых финансовых показателей нового бизнеса.
Фото: freepik.com